20 апреля
Современные виды необеспеченного потребительского кредитования в России. Как меняется рынок и кто его меняет.

Многие собеседники, включая именитых банкиров, при упоминании деятельности по микрокредитованию или сектора микрофинансирования вздрагивают или недоуменно пожимают плечами и разводят руками. Между тем общий объем рынка микрофинансирования по итогам 2017 года уже превысил 120 млрд рублей, прибавив за один год 35%, что сопоставимо с размером капитала крупного розничного банка. При этом по технологичности и темпам роста за последние 2-3 года некоторые компании, занимающиеся необеспеченным потребительским кредитованием в онлайн, в разы превосходят крупные розничные банки.

Давайте попробуем разобраться, за счет чего в последние годы так вырос сам рынок микрокредитования, который еще несколько лет назад никто не воспринимал всерьез и не придавал значение, и как ведущим компаниям, в том числе онлайн МФО удалось сделать такой технологический скачок.

Говоря про микрокредитование у обычного читателя всегда возникает негативная ассоциация, связанная с деятельностью отдельных недобросовестных игроков, выдающих займы под более чем тысячу процентов годовых, а потом отнимающих последнее имущество у должников, не вернувших деньги в срок. Эту ассоциация создалась ввиду низкой финансовой грамотности населения, банковского лоббизма, а также недопонимания населением и СМИ сути коротких продуктов (PDL - займ до зарплаты), помогающих заемщику покрыть непредвиденные расходы в промежутках между выплатами зарплаты. Как и на любом другом рынке, раз существует предложение, значит есть и спрос на подобные продукты. Почему же заемщики онлайн МФО не идут за деньгами в розничные банки?

Ответов несколько и они очевидны:

  • Удобство и скорость доступа к деньгам. Ни один розничный банк, включая даже самый крупный онлайн банк Тинькофф, не способен выдать деньги на любую карту любого банка эмитента по одному звонку или обращению на сайт в течении 5 минут. Для современного нового поколения Millenials, визит в банк или встреча с банковским представителем, совершенно необязательна и скорее обременительна. Пользоваться удобными, понятными и надежными сервисами онлайн лендеров гораздо проще из любой точки мира в любое время суток.

  • Низкий средний чек и высокие издержки. Банкам не интересны мелкие клиенты для выдачи займа на 5 000 - 10 000 рублей, так как для банка с ограничением ПСК (предельная ставка кредита) в 40% годовых, даже стоимость привлечения такого клиента никогда не окупится, поэтому кредитные карты или потребкредиты в банках- это чаще всего длинные сроки от 30 дней и суммы от 15 000 рублей. Издержки розничных банков на содержание сети доп офисов и штата сотрудников на порядок превышают издержки финтек компаний, занимающихся онлайн кредитованием.

  • Кредитная история и уровень невозвратов. Необеспеченные кредиты новым заемщикам с улицы без кредитной истории или даже с одной незначительной просрочкой по кредиту для любого банка представляют серую зону и сразу попадают в повышенную категорию риска. Банку проще отказать таким потенциальным клиентам, находящимся в этой категории, в то время как риск-модели некоторых МФО позволяют работать с такими категориями клиентов и зарабатывать. Для розничного банка рабочим нормальным уровнем NPL (non payable loan) 90+ считается 4-5%, в то время как рабочие модели онлайн лендеров выдерживают более 15%, компенсируя это ставками и доходами от повторных клиентов.

Все три вышеупомянутых фактора, а также стремительное развитие современных IT и платежных технологий на фоне падения уровня доверия к банковским институтам и банковской системе в целом, дали толчок к развитию новой отрасли современных, технологичных онлайн компаний, стремительно растущих в России за счет выдач в сегменте subprime и underbanked, а также постепенно переманивающих к себе часть банковских клиентов.

Ключевых факторов, влияющими на успех финтех компаний, оперирующих в сегменте необеспеченного потребительского кредитования несколько:

  • Скоринговые и антифрод системы, отсеивающие мошенников и потенциальных плохих заемщиков еще на этапе подачи заявки, а также адаптивная риск модель, позволяющая в зависимости от экономического цикла развития намного оперативнее банка реагировать на ситуация и на новом витке развития или падения экономики уменьшать или наоборот увеличивать approval rate (уровень одобрения) и средний чек.

  • Низкая ставка привлечения долговых оборотных средств (фондирования). По мере того, как ключевая ставка в РФ приближается к уровню ниже 6%, розничные банки опускают ставки по депозитам до уровня ниже 10%. В этой ситуации вложения под уровень доходности выше 15% годовых выглядит намного более привлекательным для инвесторов и ведущие игроки ощущают большой спрос на подобные продукты.

  • Контролируемая маркетинговая стоимость привлечения новых клиентов (заемщиков). В онлайне в режиме реального времени происходит борьба по привлечению новых заемщиков. Стоимость лида в интернете (выданного нового займа) за последние 3 года возросла с 500 рублей до 2000-2500 рублей. Компании, обладающие компетенциями по эффективному управлению маркетинговыми бюджетами имеют существенное конкурентное преимущество.

  • Качество и умение работать с просроченной задолженностью с самой ранней стадии. Бизнес онлайн лендеров во многом зависит от того, насколько качественно они умеют работать со своими должниками и взыскивать просроченную задолженность. На рынке бытует мнение, что работа по взысканию мелких сумм в несколько тысяч рублей не окупается, и дешевле простить эти долги и списать как безнадежные, однако если процедуры отлажены и поставлены на поток, то это также составляет значительную долю дохода компании.

По итогам почти пятилетнего марафона/забега, начавшегося в 2013 году, и нового, схожего с банковским, регулированием этого сектора мегарегулятором, на рынке осталось менее 10 МФК (микрофинансовых компаний) ярко выраженных лидеров отрасли онлайн кредитования, способных эффективно расти и конкурировать на этом рынке.

Какие же тенденции в этой отрасли стоит ожидать в будущем и что послужит драйверами роста для вновь образовавшихся лидеров?

По мере осознания населением РФ значения положительной кредитной истории и пагубных эффектов и последствий от ее ухудшения, а также перехода множества потребителей микрофинансовых продуктов в онлайн, хороших качественных заемщиков становится все меньше, а конкуренция за клиентов все острее ощущается на ставках привлечения новых клиентов, комментирует Генеральный Директор МФК Экофинанс Леонид Дуленков.

Лидеры из списка МФК, входящие в официальный реестр ЦБ состоящий из 64 компаний*, оцифровали и полностью сформировали свои модели и стратегии развития. Большинство компаний уже имеют свою лояльную базу постоянных клиентов, издержки ведения бизнеса становятся намного более прогнозируемыми и контролируемыми. Такие компании, накапливая кредит доверия, получают доступ к относительно дешевому фондированию через выпуск долговых ценных бумаг и привлекаемых средств населения. Барьеры для входа новых игроков в сегменте онлайн естественным образом вырастают и этот рынок неминуемо ждет консолидация в будущем.

Однако, пока что мы не видели на рынке ни одного прецедента приобретения или слияния таких компаний. Крупнейшие банки, такие как например ОТП Банк, Тинькофф, Хоум Кредит создают свои МФК, перебрасываю туда часть своих клиентов, не проходящих по риск профилю как банковские заемщики.

Это может означать, что рынок микрофинансирования еще не достиг фазы, при которой естественный органический рост за счет привлечения и перетока новых клиентов не возможен.

Лидеры отрасли продолжают расти за счет внедрения современных технологий, использования передовых скоринговых возможностей, запуска новых длинных продуктов с аннуитетным платежом, а также партнерского выпуска карточных продуктов. Видимо потенциал этого рынка еще не исчерпан, а конкурентоспособность таких компаний по сравнению с розничными банками нам предстоит проверить в ближайшие 2-3 года.

Другие новости